Перспективы электрокаров в России

Иллюстрация: сгенерирована Kandinsky 2.1

Согласно обнародованным в 2021 году планам российского правительства, доля электромобилей на отечественном авторынке к 2030 году должна была вырасти с 0,04 до 15%. Санкции отсрочили этот момент на 5–7 лет. Как теперь будет развиваться отрасль

К 2021 году количество электромобилей в мире достигло 16,5 млн, утроившись за три предшествовавших года. Окончательные итоги 2022 года пока не подведены, однако после двух кварталов количество электрокаров составляло уже 20 млн единиц. Ожидается, что к 2025 году их число достигнет 77 млн. В 2021 году автопроизводители активно объявляли о скорой полной замене авто на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) в пользу электрокаров: VW, BMW, Mercedes, Toyota предлагали клиентам новые функции и расширяли модельный ряд.

Правительство России в августе 2021 года утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта до 2030 года. Согласно концепции, к этому времени электрокары должны были занять до 15% российского автомобильного рынка.

План предполагалось реализовать в три этапа:

  • До 2023 года. Пилотное производство электрокаров и освоение производства зарядных станций.
  • До 2025 года. Расширение модельного ряда электромобилей и локализация его комплектующих.
  • До 2030 года. Наращивание объема выпуска электротранспорта и полная локализация производства.

События 2022 года перенесли сроки и внесли коррективы в направления реализации проекта. Акцент сместился на локализацию производства электромобилей при активной поддержке государства.

Компания «Рэнера» (дочерняя компания «Росатома») совместно с «Автотором» планирует производить литийионные ячейки и полноценные аккумуляторные батареи для электрокаров на новом заводе в Калининградской области. Заработать он должен в 2025 году. Первые образцы уже выпущены, а полностью завершить процесс локализации планируется к 2030 году.

КамАЗ и власти Москвы инвестируют 5 млрд руб. в развитие завода «Москвич» (ранее — «Рено Россия»). На нем планируют выпускать электромобили на базе разработок стартапа «Кама», который в августе 2022 года открыл офис в Китае.

Производство электромобиля «Кама» может начаться в 2024 году.

Реальность расходится с планами

В прошлом году продажи новых автомобилей в России рухнули по сравнению с 2021 годом: в период с января по ноябрь 2022 года в стране было продано на 58,8% меньше, чем за 11 месяцев прошлого года. Производство затруднено также из-за санкций и нехватки комплектующих.

Поэтому реальность расходится с планами, хотя электрокары проектируют несколько предприятий — КамАЗ, военный завод «Алмаз-Антей», концерн «Калашников». Исключение — автозавод ГАЗ, который уже поставил на конвейер сразу несколько модификаций электрической «Газели». Но это не легковой, а коммерческий транспорт.

Развитие российского рынка электромобилей также блокируют высокие цены на комплектующие, недостатки инфраструктуры и отсутствие профессионального сервиса. В конце июля 2022 года по всей стране насчитывалось всего около 1600 зарядных станций для электрокаров — преимущественно в крупных городах.

Сотрудничество с Китаем 

Закономерным сейчас кажется сотрудничество с Китаем — он лидер по экспорту электромобилей. В 2022 году в стране продали 3,5 млн электрокаров — это больше, чем во всем остальном мире. Кроме того, в Китае находятся четыре из десяти крупнейших мировых производителей аккумуляторов.

Несмотря на то что в России нет массового рынка электромобилей и недостаточно зарядок для них, интерес россиян к электрокарам и их продажи растут. По данным «Автостата», в 2021 году в стране было продано 9070 подержанных электромобилей, а это на 69% больше, чем в 2020 году. А в феврале 2022 года россияне приобрели в 3,8 раза больше электромобилей, чем годом ранее.

До 2022 года бывшие в употреблении электрокары не облагались пошлиной — сегодня она составляет 15%, но все равно существенно меньше, чем на машину с ДВС (здесь около 50%). Поэтому спрос на подержанные электромобили пока выше спроса на новые.

Налогообложение электромобилей

В то же время государство активно поддерживает выпуск экологичного транспорта и готово выделять субсидии на его покупку. Минпромторг запустил программу поддержки спроса на российские машины со скидкой на электромобили в 35%. Сейчас под скидку попадает только Evolute, презентованный в 2022 году, — это модификация китайского Dongfeng, который будут собирать на липецком заводе «Моторинвест». Государство субсидирует 925 тыс. руб. на покупку электромобиля.

Основная задача государства сейчас — работать в связке с частным бизнесом для привлечения инвестиций в отрасль, чтобы впоследствии локализовать выпуск электрокаров в России.

Если говорить о перспективах глобального рынка, то сейчас в разных странах действуют льготы и преференции для электрокаров. Но как только количество электрокаров превысит критическую массу автопарка страны или мегаполиса, то они станут упраздняться. В результате это может привести к превышению налогов на электромобили в сравнении с налогами и сборами на автомобили с ДВС сейчас. Однако пока они действуют, будущее с электромобилями представляется неизбежным: в Европе это может случиться к 2035–2045 годам. В России позднее — к 2050–2060 годам.

Check Also

Число водородных станций в мире растет

В 2022 году в мире было введено в эксплуатацию 130 водородных заправочных станций 73 из …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *