АКТУАЛЬНЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ – 30 ЛЕТ SUZUKI WAGON R
Очередная юбилейная хроника для любителей истории бренда Suzuki: ровно 30 лет прошло с момента запуска одной из самых успешных моделей – Suzuki Wagon R. Автомобиль активно обновлялся и совершенствовался, сменили друг друга шесть поколений, но одно осталось неизменным – актуальность, надёжность и комфорт, за которые водители ценят Wagon R.
Предыстория модели, как это нередко бывает у Suzuki, складывалась в «антикризисном» стиле. После трёхлетнего снижения объёмов продаж компания предприняла новый шаг к повышению покупательского спроса. Максимально подходящей целевой аудиторией для этого в то время были молодые мужчины-водители, на которых аналитики сделали ставку и не прогадали.
«Прямое попадание»
Wagon R стал первым действительно крупным хитом с момента выхода на рынок Alto в 1979 году. Первоначальные планы продаж составляли «осторожные» 5 000 автомобилей в месяц, однако с сентября по ноябрь 1993 года, всего за 3 месяца, было заказано 42 000 единиц. Поэтому с декабря Suzuki увеличила объём производства до 8 000 единиц в месяц. Это позволило восстановить долю компании на рынке субкомпактных автомобилей до уровня 30%, а в 1994 финансовом году превысить её и продать рекордные 531 000 субкомпактных автомобилей.
Трендовый и актуальный
Очевидно, что Wagon R смог привлечь новых пользователей. Он отличался уникальной внутренней компоновкой: приподнятые сиденья высотой 625 мм и прямоугольный высокий кузов обеспечивали простор в салоне и широкие возможности для трансформации, удобную посадку и высадку, а также придавали новому автомобилю впечатляющий харизматичный внешний вид.
Облик автомобиля прямо отвечал его сути, ведь Wagon R был разработан, чтобы привлечь внимание в первую очередь мужской социально-демографической группы, и анализ профилей покупателей при первом выпуске модели показывает, что эта цель однозначно была достигнута. Около 59,2% пользователей Wagon R были мужчинами, по сравнению со средним показателем всего в 35% для субкомпактных автомобилей. Большинство покупателей составили мужчины в возрасте от 20 до 30 лет, при этом многие из них приобретали Wagon R в качестве замены предыдущему автомобилю стандартного размера.
С тех пор продажи Wagon R неуклонно росли и с 1996 по 2001 финансовый год оставались на высоком уровне: ежегодно продавалось не менее 200 000 единиц данной модели. Такому успеху способствовали не только эффектные экстерьер и интерьер, но также уникальные технология и концепция.
Концепция стандартизации
Необходимость в инновациях появилась ещё в 1987 году, когда, желая сохранить лидерство на рынке субкомпактных автомобилей, Suzuki начала разработку совершенно новой модели с особенным набором преимуществ. Идея заключалась в том, чтобы не только превратить капотный фургон в минивэн, но и устранить проблемы дискомфорта пассажиров на задних сиденьях, для этого инженеры компании сперва сосредоточились на их перекомпоновке. Однако отмена акцизного и введение потребительского налога в 1989 году привели к смещению спроса с коммерческих автомобилей на легковые.
По этой причине компания Suzuki решила пойти собственным путём и спроектировать чисто легковой автомобиль. Такой подход резко отличался от деятельности конкурирующих автопроизводителей, которые в качестве основы для своих «высоких» субкомпактных моделей использовали коммерческие автомобили, и требовал уникальной концепции.
Данная концепция заключалась в максимальной стандартизации деталей, то есть вместо крупной траты денег на новые детали было решено увеличить долю готовых, используемых в других моделях.
Наиболее важным компонентом стала платформа. Её для Wagon R проектировали на базе Cervo 4-го поколения. Таким образом длина, ширина, колёсная база и размеры колеи передней и задней осей были идентичны модели Cervo. Поскольку Wagon R был примерно на 300 мм выше Cervo, Suzuki решила установить в новой модели второй пол выше на 70 мм. Конструкция с двойным полом не только чрезвычайно упростила посадку и высадку пассажиров, но также позволила разместить под сиденьем переднего пассажира поддоны и установить механизм двойного складывания заднего сиденья.
Автомобили 1-го поколения имели одну дверь с правой стороны и две двери с левой стороны и были оснащены тем же 3-цилиндровым 12-клапанным двигателем SOHC, что и Cervo 4-го поколения.
Также на Wagon R предусматривалась идентичная с Cervo система контроля впрыска топлива EPI и базовая компоновка подвески. Однако в связи с тем, что Wagon R был на 100 кг тяжелее своего аналога Cervo, центр тяжести – на 50 мм выше, а положение головы – более чем на 100 мм выше, Wagon R требовались модификации для предотвращения переворачивания и обеспечения стабильной управляемости. Они были сделаны за счёт усиления винтовых пружин и стабилизаторов, увеличения усилия амортизаторов и передаточного числа, а также перераспределения точек переключения. Благодаря чему Suzuki удалось добиться стандартизации деталей на уровне 70%.
Новая технология
Помимо унификации деталей в Wagon R также применялась новая система передачи крутящего момента, в которой использовалась роторно-лопастная муфта для постоянного полного привода.
Эта система включала в себя многодисковую гидромуфту. При вращении передних и задних колёс с разной скоростью вязкость силиконового масла внутри муфты увеличивалась. По вязкости масла, то есть по различию скоростей вращения, осуществлялась линейная регулировка передачи крутящего момента. Поскольку механизм обладал небольшим весом, он хорошо подходил для использования в субкомпактных автомобилях. Использование инновационной технологии устранило необходимость в наличии выключателя, а также помогло уменьшить эффект торможения на крутых поворотах.
«Революция и расслабление»
Таким образом был создан совершенно новый минивэн c полукапотной компоновкой, максимально приближенный к запросам и ожиданиям водителей того времени. Он стал воплощением яркого стиля и универсальности. Буква «R» в Wagon R означала одновременно revolution (революция) и relaxation (расслабление), а новой философией модели стало «первостепенное внимание пассажирам, максимальный комфорт и простота использования».
После запуска Wagon R получил высокие оценки экспертов и стал первым субкомпактным автомобилем, завоевавшим награду «Новый автомобиль года» на конференции автомобильных исследователей и журналистов Японии (RJC)
С тех пор, следуя выбранной философии, чтобы удовлетворять всем потребностям водителей, модель постоянно менялась. Таким образом было выпущено 6 поколений Wagon R в 1993 г., 1998 г., 2003 г., 2008 г., 2012 г. и 2017 г. Автомобили 6-го поколения были оснащены передовыми технологиями безопасности, стали первыми в мире субкомпактными автомобилями с проекционным дисплеем и достигли лучшего в своём классе показателя топливной экономичности в 2,99 л/100 км в тестовом ездовом цикле JC08.